Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 с. Кручѐная Балка
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению
педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2023 года
«Утверждаю»
директор МБОУ СОШ № 17 с. Кручѐная Балка
___________________В.Б.Криворотов
Приказ № 199
от «29» августа 2023 года
Программа развития
МБОУ СОШ №17 с. Кручѐная Балка
на 2023–2026 годы
с. Кручѐная Балка
2023 год
Паспорт программы развития
Полное наименование
организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №17 с. Кручѐная Балка
Документы, послужившие
основанием для разработки
программы развития
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта
«Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
3. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы,
утвержденная указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203.
4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная
Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827.
5. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением
Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р.
6. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной
целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц,
проявивших выдающиеся способности"».
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
9. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021№ 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС-2021).
10. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС-2021).
11. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
12. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
13. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Сведения о разработчиках
Ответственные: Криворотов Владимир Борисович, директор школы
Рабочая группа: Шеховцова Е.Н., зам.директора по УВР
Цели программы развития
1. Повышение конкурентных преимуществ школы как образовательной организации,
ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика.
2. Цифровизация образовательной деятельности, делопроизводства.
3. Внедрение ФГОС-2023 и проведение внутреннего мониторинга соответствия аккредитационным
показателям.
4. Внедрение ФОП и корректировка образовательного процесса в соответствии с ними, в том числе
развитие воспитательной работы и введение должности советника по воспитанию.
5. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учѐтом потребностей и
возможностей детей.
6. Повышение уровня безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности
объектов организации
Комплексные задачи программы 1. Создание системы сетевого взаимодействия со спортивными организациями, организациями
развития
сферы культуры, чтобы расширить перечень предлагаемых услуг и повысить качество уже
оказываемых, помочь учащимся в выборе будущей специальности, подготовке к поступлению в вуз.
2. Расширение образовательных возможностей для учащихся через многопрофильность и
вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования.
3. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе
документооборота.
4. Создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной
политики.
5. Повышения безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей.
Основные направления развития 1. Применение ФОП при разработке ООП и организации образовательного процесса.
организации
2. Введение должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями и усиление воспитательной работы школы.
3. Внутренний мониторинг условий организации на соответствие аккредитационным показателям.
4. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра
дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей
5. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации.
6. Усиление антитеррористической защищенности организации
Период реализации программы
развития
С 2023 года по 2026 год – 4 года
Порядок финансирования
программы развития
Средства субсидии на муниципальное задание.
Целевые субсидии.
Целевые индикаторы и
показатели успешности
реализации программы
Успешно применяются ФОП, в том числе в качестве альтернативы ООП школы.
Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере образования.
Функционирует система воспитания, которая соответствует законодательству РФ и удовлетворяет
учащихся и родителей минимум на 60%.
70% учащихся включено в систему дополнительного образования школы.
50 % классных руководителей прошло обучение по программам, связанным с классным
руководством.
В школе действует эффективная система мониторинга образовательного и воспитательного
процесса.
Увеличилось на 45% число работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ,
инновационные педагогические технологии.
На 20 % снизилось количество несчастных случаев с работниками и детьми.
Отсутствуют происшествия, произошедшие на территории организации
Ожидаемые результаты
реализации программы
Обеспечивается качество общего и дополнительного образования, соответствующего ФГОС, ФОП,
социальному заказу, возможностям и потребностям обучающихся.
Расширился перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых обучающимся.
Организовано профильное обучение на основе сетевого взаимодействия образовательных
учреждений.
Стабильные положительные результаты, достигнутые обучающимися в ходе государственной
итоговой аттестации.
Готовность выпускников школы к дальнейшему обучению и деятельности в современной
высокотехнологической экономике.
Выросло количество и масштабы социально-позитивных инициатив со стороны обучающихся.
Педагоги овладели цифровыми ресурсами, необходимыми для успешного решения задач
современного образования в условиях ФГОС.
Создана эффективная система информационного обеспечения образовательного процесса.
Модернизирован школьный медиацентр виртуальных образовательных ресурсов и дистанционного
образования
Контроль реализации
программы развития
Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации программы развития. Отчетная
дата – май каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет
аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный назначается
приказом директора
Корректировку программы развития осуществляет директор школы
Информационная справка об организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
Наименование образовательной организации
общеобразовательная школа № 17 с. Кручѐная Балка
(МБОУ СОШ № 17 с. Кручѐная Балка)
Руководитель
Владимир Борисович Криворотов
347618, Ростовская область, Сальский район, с. Кручѐная Балка
Адрес организации
ул. Ленина, 18-а.
Телефон,
8 (86372) 4-63-06
факс
Адрес электронной почты
sch17krbalka@yandex.ru
Адрес сайта в сети Интернет
https://sch17krbalka.rostovschool.ru
Учредитель
муниципальное образование «Сальский район»
Дата создания
1971 год
Лицензия
От 14.05.2015 № 4788, серия 61 № 0002416
От 24.12.2013 № 2280, серия 61АО1 № 0000332; срок действия: до 24 декабря
Свидетельство о государственной аккредитации
2025 г.
МБОУ СОШ № 17 с. Кручѐная Балка (далее – Школа) расположена в центре села. Семьи обучающихся проживают в частных
домовладениях трех сел: с. Кручѐная Балка, с. Сысоево-Александровское, х. Новоселый.
Основным видом деятельности Школы является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования. Также Школа реализует образовательные программы дополнительного образования детей.
Обеспечена занятость учащихся по интересам во второй половине дня в рамках дополнительного образования и курсов внеурочной
деятельности. На начало 2023-2023 учебного года дополнительное образование представлено 17 кружками и секциями. Для
функционирования школы, в том числе организации образовательного процесса имеются:
учебные кабинеты – 23 , площадь – 1104 м2;
компьютерный класс, площадь – 48,9 м2;
мастерская, площадь – 56,7 м2;
спортивный зал, площадь – 170,7 м2;
библиотека, площадь – 17,8 м2;
столовая на 97 посадочных мест;
медицинский кабинет, площадь – 33м2;
кабинет психолога, площадь –14,9 м2;
учительская, площадь –14,4 м2;
Сведения об обучающихся.
Статистика показателей за 2016–2022 годы.
№
п/п
Параметры статистики
2016–2017
учебный
год
2017–2018
учебный
год
2018–2019
учебный
год
2019-2020
учебный
год
2020-2021
учебный
год
2021-2022
учебный
год
1
Количество детей,
обучавшихся на конец
учебного года, в том числе:
– начальная школа
– основная школа
– средняя школа
459
440
423
432
410
406
203
238
18
199
221
20
190
220
13
191
222
18
178
221
12
184
211
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Выбыло в течение года
Прибыло в течение года
По итогам года аттестовано
(без 1-х классов)
Количество учеников,
оставленных на повторное
обучение:
Количество учеников, условно
переведѐнных
Отчислены с уровня среднего
общего образования
Индивидуальное обучение
Не получили аттестата:
– об основном общем
образовании
– среднем общем образовании
Окончили школу с аттестатом
особого образца:
– в основной школе
– средней школе
12
5
401
16
8
389
7
3
3
3
0
14
5
378
3
2
376
4
5
369
14
7
347
-
4
4
-
-
0
0
0
0
0
0
0
6
6
6
6
6
6
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
-
5
2
1
1
Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ
сохраняется, при этом стабильно растет количество обучающихся Школы.
Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний
1) Качество работы по уровням на конец 2022 года:
К-во уч.
«5»
«4»
«3»
«2»
н/а
кач.
усп.
аттестованных
%
%
Начальная
школа
Основная
135
22
45
65
4
1
49,3
97,7
204
17
40
147
0
0
27,9
100
школа
Средняя школа 13
Итого
352
(аттестованных)
2
41
3
88
7
217
1
5
0
1
38,4
36,6
98,6
98,6
Организационно-педагогические условия организации, характеристика педагогов. Общее количество работников – 57
человек. Из них – ___34 педагогических работников.
Образование, кол-во
работников
Высшее – 27чел.
Среднее специальное – 7 чел.
Наличие квалификационных категорий, кол-во
работников
Высшая – 6 чел.
Первая – 14 чел.
Стаж работы, кол-во
работников
До 5 лет – 5 чел.
5 – 10 лет – 10 чел.
Свыше 15 лет – 19 чел.
На данный момент школа полностью укомплектована для реализации образовательных программ общего образования. На момент
завершения программы школа должна создать материально-технические ресурсы для реализации программ дополнительного
образования по следующим направлениям: технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой.
Основания для разработки программы развития
Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала:
результативность реализации программы развития школы на 2019-2022 годы;
потенциал развития школы на основе SWOT–анализа возможностей и проблем образовательной организации;
возможные варианты развития.
Основания для разработки программы развития школы по итогам SWOT-анализа
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала
Сильные стороны (S)
Высокий уровень
профессиональной подготовки
Слабые стороны (W)
Слабая материальнотехническая база
Оценка перспектив развития в соответствии с изменениями
внешнего окружения
Благоприятные возможности
(O)
Есть предложения по сетевому
взаимодействию
Угрозы (T)
Расширяется конкурентная
среда
преподавателей (60 % учителей
имеют высшую и первую
категорию).
Учебный план имеет
разнообразную вариативную часть
Недостаточное количество
учащихся школы для
необходимого набора в
профильные классы
Есть спрос на профильное и
предпрофильное образование
Период демографического
спада в регионе
Развита система организации
проектно-исследовательской
деятельности школьников
Нет эффективного механизма Школа часто участвует в
оказания платных услуг
спортивно-оздоровительных
мероприятиях различного
уровня
Недостаточное финансирование
дополнительного образования
Школьники успешно участвуют в
городских, областных олимпиадах,
конкурсах, конференциях
различной направленности
Библиотечный фонд
укомплектован
недостаточно, нет новых
поступлений, в т. ч.
электронных изданий
Школы выстроила систему
взаимодействия школы с
государственными и
общественными организациями
Школа полностью зависит от
бюджетного финансирования в
условиях экономической
нестабильности
Школа расположена в районе
нового жилищного микрорайона
Нет школьной
маркетинговой стратегии
Школа участвует в конкурсах на Слабый спрос на культурные
получение грантов
мероприятия
Основные направления развития организации
1. Внедрение ФГОС-2023 и переход на ФОП.
Создание рабочей группы по обеспечению перехода на применение ФОП. Обеспечение соответствия материально-технической базы
новым требованиям стандартов. Корректировка всех ООП с учетом ФОП.
2. Внутренний мониторинг условий организации на соответствие аккредитационным показателям.
Проводить периодическую внутреннюю проверку школы на соответствие аккредитационным показателям. Если выявятся
несоответствия, провести мероприятия по их устранению.
3. Введение должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Перераспределить работу по организации и контролю воспитательной деятельности школы с учетом должностных обязанностей
нового специалиста. Разработать планы работы советника директора, скорректировать локальные нормативные акты школы (при
необходимости).
4. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей.
Повысить эффективность системы дополнительного образования. Принять участие в реализации ведомственной целевой программы
«Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» до 2025 года
(распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126).
5. Участия в проекте Минпросвещения «Школьный театр».
6. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации.
Реализация государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развития цифровой
образовательной среды. Внедрение электронного документооборота.
7. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Актуализировать локальные нормативные акты школы в сфере охраны труда. Разработать, утвердить и планомерно осуществлять
мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе:
проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных рисков;
механизировать работы при складировании и транспортировании продуктов, отходов, других тяжелых объектов;
модернизировать оборудование и технологические процессы на рабочих местах с целью снижения содержания вредных
веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний и излучений;
обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха, психологической разгрузки, обогрева работников,
укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе.
8. Усиление антитеррористической защищенности организации.
Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта
техническими средствами. Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности,
интегрировать его с антикризисным планом организации.
9. Оптимизация работы кадровых ресурсов.
Оценить количество работников, которых могут призвать на военную службу по мобилизации. Определить схему перераспределения
обязанностей работников, которых могут призвать на службу. Разработать план мероприятий по минимизации рисков для
образовательного процесса в случае призыва работников на военную службу по мобилизации.
10. Усиление работы по адаптации иностранных обучающихся.
Провести мониторинг состояния степени адаптации обучающихся-иностранцев и на его основе разработать план мероприятий по
улучшению адаптации и интеграции детей в образовательный процесс школы. Запланировать диагностические периоды с целью
контроля реализации плана мероприятий.
Мероприятия по реализации программы развития
№
п/п
Мероприятие
Ответственный
Срок
Результат
1. Переход на ФОП
1
Создание рабочей группы по корректировки Директор
ООП в связи с переходом на ФООП
Январь 2023 Приказ о создании рабочей
группы
2
Проведение педсовета, посвященного
переходу на ФОП
Директор
Февраль
2023
Протокол
3
Анализ и корректировка ЛНА
Рабочая группа
Апрель –
август 2023
Обновленные ЛНА
3
Разработка проектов ООП по ФОП
Рабочая группа
Май – август Протоколы заседаний рабочей
2023
группы, проекты ООП
4
Утверждение новых ООП НОО, ООО и СОО Директор
Август 2023 Новые ООП НОО, ООО и СОО
2. Мониторинг соответствия школы аккредитационным показателям
1
Совещание при директоре
Директор
В течение
учебного
года
Протокол
2
Проведение внутреннего аудита на
соответствие школы аккредитационным
показателям
Заместитель
директора по УВР
Сентябрь
2023г
Акт внутреннего аудита
3
Совещание при директоре и разработка мер
по устранению выявленных нарушений
Директор
Сентябрь
2023г
Протокол
Приказ об утверждении мер
4
Реализация плана мер по устранению
выявленных нарушений
Заместитель
директора по УВР
Март 2024
Аналитическая справка
Выполнение
3. Введение должности советника директора по воспитанию
1
Обсуждение возможных кандидатов на
должность советника на заседании
педсовета
Директор
Март 2022
Протокол
2
Утверждение работника в должности
советника
Директор
Май 2022
Приказ
3
Разработка плана работы советника на
2023/24 уч.год
Советник
Август 2023 План работы
4. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей
1
Анализ востребованности дополнительного
образования
Заместитель
директора по УВР
2
Проведение педсовета с целью определения, Директор
какие программы дополнительного
образования надо реализовать
Май 2023
3
Разработка программ дополнительного
образования
Май – август Образовательные программы
2023
по открываемым направлениям
дополнительного образования
4
Проведение педсовета с целью определения, Директор
как школа может участвовать в реализации
госпрограмм
Заместитель
директора по УВР
Педагог
дополнительного
образования
Январь-март Анкетирование и опрос
2023
родителей
Протокол заседания педсовета
Сентябрь
2023
Протокол заседания педсовета
5. Участие в проекте «Школьный театр»
1
Совещание при директоре
Директор
май 2023
Протокол
2
Разработка образовательных программ для
Педагоги
Март –
ОП ДОбр
3
школьного театра
дополнительного
образования
август 2023
Реализация школьного театра и мониторинг
результатов
Педагоги
дополнительного
образования
2023 – 2026
Журналы
6. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации
1
Составление плана развития цифровой
инфраструктуры школы
Заместитель
директора по АХР
Март 2023
План развития цифровой
инфраструктуры
2
Направление на обучение работников
цифровым компетенциям
Директор
Май 2023
Приказ
3
Закупка и установка нового оборудования
по плану
Контрактный
управляющий
2023-2025 г
Акты приемки
…
…
…
…
…
7. Совершенствование системы охраны труда
1
Проведение совещания с целью
планирования развития системы охраны
труда в школе
Директор
сентябрь
2023
Протокол
2
Разработка мероприятий по улучшению
условий и охраны труда
Заместитель
директора по АХР
сентябрь
2023
Проект мероприятий по
улучшению условий и охраны
труда
8. Усиление антитеррористической защищенности организации
1
Определение основных положений
проведения в школе работы по АТЗ, схемы
управления, состава комиссий по
внутренним проверкам, способов контроля
Директор
Заместитель
директора по АХР
Первое
полугодие
2023
Приказы
Локальные нормативные акты
школы
…
2
Разработка плана мероприятий по
исполнению ПП РФ от 02.08.2019 № 1006 и
плана действий при установлении уровней
террористической опасности
Заместитель
директора по АХР
Апрель 2023 Утвержденные планы
3
Разработка плана проведения учений и
тренировок по АТЗ
Заместитель
директора по АХР
Ежегодно в
феврале
Утвержденные планы
4
Планирование внедрения интегрированной
системы безопасности
Директор
Заместитель
директора по АХР
Второе
полугодие
2023
Утвержденный план внедрения
9. Оптимизация работы кадровых ресурсов
1
Совещание при директоре
Директор
Январь 2023 Протокол
2
Корректировка плана повышения
квалификации работников
Специалист по
кадрам
Февраль
2023
План
сентябрь
2023
Доклад на совещании
Август
2023
План
10. Усиление работы по адаптации иностранных обучающихся
1
Выявление проблем адаптации учащихсяиностранцев
Педагог-психолог
2
Разработка плана мероприятий по адаптации Педагог-психолог
на 2023/24 уч.год
Механизмы реализации программы развития школы
1. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов, документооборота.
2. Интеграция в образовательном процессе урочной, внеурочной и профориентационной деятельности.
3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами школы, существующими в нем процессами.
4. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на
психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности.
5. Организация стажировок и повышения квалификации педагогических работников, обмена опытом.
6. Обновление материально-технического оснащения школы.
7. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования.
Ожидаемые результаты реализации программы развития
1. Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через обновление структуры и содержания образовательного
процесса с учетом внедрения инновационных подходов.
2. Информатизация образовательного процесса и управления, делопроизводства.
3. Расширение перечня образовательных возможностей, социально-образовательных партнерств.
4. Создание эффективной профильной системы обучения и развитие проектной деятельности обучающихся.
5. Повышение эффективности системы по работе с одаренными и талантливыми детьми.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и
метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в
региональных и федеральных профессиональных мероприятиях.
7. Уменьшение замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности.
Критерии и показатели оценки реализации программы развития
Направления развития организации
Критерии и показатели оценки
Переход на ФОП
Разработаны и реализуются ООП, соответствующие ФОП.
Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере
образования.
Удовлетворенность 60 % участников образовательных отношений качеством
предоставляемых образовательных услуг
Введение советника по воспитанию
Функционирует система воспитания, которая соответствует законодательству РФ
и удовлетворяет учащихся и родителей минимум на 60%.
50 % классных руководителей прошло обучение по программам, связанным с
классным руководством
Мониторинг соответствия школы
аккредитационным показателям
Отсутствуют замечания со стороны органов контроля и надзора в сфере
образования.
В школе действует эффективная система мониторинга образовательного и
воспитательного процесса
Повышение эффективности системы
70% учащихся включено в систему дополнительного образования школы.
дополнительного образования, расширение спектра Прирост финансирования организации на 30 % за счет дополнительных платных
дополнительных образовательных услуг
образовательных услуг, побед в грантовых конкурсах.
Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации
образовательных программ с организациями округа и города научной,
технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной,
творческой направленности
Участие в проекте «Школьный театр»
Создан и функционирует театр в школе.
В деятельности школьного театр занято 30 % учащихся.
30% опрошенных учеников и родителей положительно отзываются о
функционировании школьного театра
Цифровизации образовательного и
управленческого процесса
Увеличилось на 35% число работников, использующих дистанционные
технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии
Совершенствование системы охраны труда
На 20 % снизилось количество несчастных случаев с работниками и детьми.
Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда
Усиление антитеррористической защищенности
организации
Отсутствие происшествий на территории организации.
Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере безопасности
Оптимизация кадровых ресурсов
Условия мобилизации не повлияли на качество образовательного процесса.
ООП и другие образовательные программы реализуются в полном объеме
Адаптация иностранных обучающихся
Снизились конфликты с участием детей и родителей на этнической и
религиозной почве.
Улучшилась дисциплина в школе.
Повысилась успеваемость учеников-иностранцев на 20 %