Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №17 с.Крученая Балка 2024-2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17

с. Крученая Балка

Обсуждена и
рекомендована
к утверждению
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2024

Согласована
на заседании Общешкольного
родительского комитета
МБОУ СОШ №17 с.Крученая
Балка
Протокол № 1 от 30.08. 2023г

Утверждена приказом
МБОУ СОШ №17
с.Крученая Балка от
30.08.2024 № 199
Директор
__________В.Б.Криворотов

Рабочая программа
воспитания

с.Крученая Балка,
2023

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка .......................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ........................................................................................... 6
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ....................................................... 7
1.2 Направления воспитания ................................................................................. 8
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................ 9
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ...................................................................... 18
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................... 18
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 22
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ .................................................................. 36
3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................... 36
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ...................................................... 37
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ..................................................................... 38
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ..................................................................... 40
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................ 41

2

Пояснительная записка

3

Пояснительная записка
Программа воспитания МБОУ СОШ №17 с. Кручёная Балка (далее –
Программа) разработана на основе:
⎯Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее
реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в
2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р);
⎯Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации»
⎯стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400);
⎯
приказа Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16
ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования»;
⎯приказа Минпросвещения Российской Федерации № 993 от 16 ноября
2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»;
⎯приказа Минпросвещения Российской Федерации № 1014 от 23
ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования»;
⎯приказа Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30
сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения
федеральных основных общеобразовательных программ»;
⎯
приказа Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11
декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся»;
⎯письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18
июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей
программы воспитания», в соответствии с примерной программой
воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22).
⎯приказа минобразования Ростовской области от 20.02.2021 № 147 «Об
утверждении плана мероприятий по реализации в Ростовской области в 20214

2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
⎯приказа минобразования Ростовской области от 10.06.2021 № 546 «Об
утверждении региональной программы развития воспитания»;
⎯приказа минобразования Ростовской области от 11.04.2023 № 350 «Об
утверждении вариативного модуля «Патриотическое воспитание в
дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных
организациях Ростовской области»
Программа является методическим документом, определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой
в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области
образования и воспитания.
Программа
основывается
на
единстве
и
преемственности
образовательного процесса на уровнях начального общего, основного
общего, среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими
программами воспитания для организаций, реализующих образовательные
программы дошкольного, среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися
личностных результатов образования, определённых ФГОС; разрабатывается
и утверждается с участием коллегиальных органов управления школой (в том
числе советов обучающихся), советов родителей; реализуется в единстве
урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и
другими
участниками
образовательных
отношений,
социальными
институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического,
физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела
• целевой;
• содержательный;
• организационный.
5

Приложение — календарный план воспитательной работы с разбивкой
по уровням образования.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций,
участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с
законодательством

Российской

Федерации,

локальными

актами

общеобразовательной организации. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание

своих

детей.

Содержание

воспитания

обучающихся

в

общеобразовательной организации определяется содержанием российских
базовых

(гражданских,

национальных)

норм

и

ценностей,

которые

закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют

инвариантное

содержание

воспитания

обучающихся.

Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает
духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов
России.
Воспитательная деятельность в МБОУ СОШ №17 с.Крученая Балка
планируется

и

осуществляется

в

соответствии

с

приоритетами

государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

6

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный,
принимающий

творческий,

судьбу

компетентный

Отечества

как

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства,

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания:
⎯ усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций,

которые

выработало

российское

общество

(социально

значимых знаний);
⎯ формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
⎯ приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного

опыта

поведения,

общения,

межличностных

и

социальных отношений, применения полученных знаний;
⎯ достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
7

программ включают осознание российской гражданской идентичности,
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся

к

саморазвитию,

самостоятельности

и

личностному

самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется

и

осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей

и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС:
− гражданское
гражданской

воспитание

идентичности,

—

формирование

принадлежности

к

российской

общности

граждан

Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры;
− патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
− духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
8

народов

России,

формирование

традиционных

российских

семейных

ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
− эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
− физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
− трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
− экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
− ценности научного познания

—

воспитание

стремления

к

познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
9

Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
10

психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
11

Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния
на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
12

благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда
для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
13

Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического
сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность
к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
14

культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий
неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
15

Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в
современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
16

людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в
жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном,
социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях познания, исследовательской деятельности.

17

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
МБОУ

СОШ

№17

с.Крученая

Балка

-

общеобразовательное

учреждение, расположенное на территории села Крученая Балка, Сальского
района Ростовской области. В школу осуществляется подвоз обучающихся из
4 поселений (х. Новоселый, с. Крученая Балка, с. Сысоево-Александровское
и п. Широкие Нивы).
Село Крученая Балка основано в 1858 году. Первое документальное
упоминание о школе датируется 1880 годом, когда было открыто земское
училище. В 1882 году открыта вторая школа - церковно-приходская школа
грамотности. В 1935 года была открыта семилетняя школа № 17, а с 1966
года школа была переименована в Крученобалковскую среднюю школу №
17.

На сегодняшний день в школе реализуются программы начального

общего, основного общего и среднего общего образования.
24 декабря 2020 года МБОУ СОШ №17 с.Крученая Балка присвоен
статус «казачье»(Приказ Департамента по делам

казачества и кадетских

учебных заведений Ростовской области от 24.12.2020 №135)
Школа оборудована кабинетами для проведения учебных занятий, имеет
свою библиотеку, спортивный зал и спортивные объекты на территории. В
школе организовано горячее питание для учеников, соблюдаются условия
охраны здоровья обучающихся, имеется доступ к информационным
системам

информационно-телекоммуникационным

электронные

образовательные ресурсы для обеспечения образовательного процесса.
В рамках воспитательной работы в школе
Общероссийской

общественно-государственной

реализует проекты
детско-юношеской

организации «Российское движение школьников» (далее РДШ), является
первичным отделением РДШ. Также, в школе функционируют детские
объединения ЮИД, ЮДП, ДЮП, а так же активно развиваются объединения
казачьей направленности.
Программа воспитания учитывает многонациональный состав семей
18

обучающихся : 49 % - русские, 45 % - турки, 6 % - другие нации (лезгины,
армяне, украинцы, езиды, казахи, мордвины, даргинцы, дагестанцы).
Для удовлетворения потребностей учеников в расширении социальных
связей активно используем онлайн-платформы и ресурсы:

«Учи.ру»,

«Российская электронная школа».
Различная информация для обучающихся, педагогов, родителей и
законных

представителей

публикуется

на

официальном

сайте

образовательного учреждения - https://sch17krbalka.3dn.ru/
Воспитательное пространство школы представляет собой систему
условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами
этого пространства - обучающимися, педагогами, родителями. Значительная
часть семей связана со школой тесными узами: учились бабушки, дедушки,
родители, внуки, выпускники возвращаются в школу в качестве сотрудников
и педагогов. Эта особенность играет важную роль в воспитательном
процессе, т.к. способствует формированию благоприятного микроклимата,
доверительных отношений, укреплению взаимопониманию всех участников
образовательных отношений (родители, учащиеся, учителя) не только в
школе, но и в поселении в целом. В небольшом коллективе интенсивнее и
быстрее идет процесс установления межличностных контактов, существует
реальная возможность проявить себя в общем деле. Дети активно
взаимодействуют не только со своими сверстниками, но и с ребятами других
возрастов, а также со всеми учителями и сотрудниками школы.
Для

создания

Программы

единого

инициируется

воспитательного

пространства

взаимодействие

⎯ Администрация Крученобалковского сельского поселения;
⎯ Отдел с. Крученая Балка МРБУК «СМЦБ»;
⎯ Отдел х.Новоселый МРБУК «СМЦБ»
⎯ МБДОУ №46 «Ромашка» с.Крученая Балка;
19

рамках

образовательных,

административных, общественных и иных структур посёлка:
⎯ СДК с.Крученая Балка;

в

⎯ МБДОУ №42 «Золотой ключик» х.Новоселый.
Также большое влияние на эффективную реализацию программы
воспитания

обучающихся

оказывает

непосредственная

близость

от

районного центра (17 км.). Данный факт в полной мере позволяет активно
использовать образовательные ресурсы районного центра, непосредственно
принимать участие в очных мероприятиях, а также тесно сотрудничать с
организациями, расположенными на территории города Сальска:
⎯

Музей

революционных

и

боевых

традиций

«Служу Отечеству»;
⎯

Сальский музей имени народного художника В.К.Нечитайло;

⎯

Сальский историко-краеведческий музей;

⎯

МБУ ДО Станция юных натуралистов Сальского района;

⎯

Детская художественная школа г. Сальск;

⎯

Детская школа искусств им. В.Н. Еждика;

⎯

МБУ ДО ДПШ имени Н.И. Филоненко города Сальска;

⎯

МБУ ДО Станция юных техников;

⎯

МБУ ДО ДЮСШ;

⎯

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Такое сотрудничество дает возможность образовательному учреждению

использовать материальную, производственную и культурную базу района.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
⎯

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,

соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
⎯

ориентир на создание в образовательной организации психологически

комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
⎯

реализация процесса воспитания главным образом через создание в

школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
20

педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
⎯

организация основных совместных дел школьников и педагогов как

предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
⎯

системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как

условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы
школы

являются

основные

школьные

«Здравствуй, школа!», День учителя,

дела:

общешкольная

линейка

праздник «Широкая Масленица»,

военно-полевая игра «Зарничка», акция «Окна Победы», «Бессмертный
полк», «Георгиевская ленточка», операция «Подросток», Общешкольная
торжественная линейка «Последний звонок», классные и общешкольные
походы, Дни здоровья, Недели казачьей культуры.

Через данные

мероприятия осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов
важной чертой каждого основного школьного дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов школьников
является

коллективная

разработка,

коллективное

планирование,

коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

21

- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В 2022 года на базе школы открыт центр «Точка роста», что позволяет
изучать углубленно предметы естественно-научного цикла.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
− максимальное

использование

содержания

учебных предметов для

российских

традиционных

воспитательных
формирования

духовно-нравственных

и

возможностей
у обучающихся

социокультурных

ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
− включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
− включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов,

модулей

тематики

в

соответствии

с

календарным

планом

воспитательной работы;
− выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
− привлечение

внимания

обучающихся к ценностному аспекту

изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
− применение

интерактивных

форм

учебной

работы

—

интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
22

конструктивного

диалога;

групповой

работы,

которая

учит

строить

отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
− побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения

со

сверстниками

общеобразовательной

и

педагогами,

организации,

соответствующие

установление

и

укладу

поддержку

доброжелательной атмосферы;
− организацию

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
С

целью

реализации

принципа

формирования

образовательного пространства на всех уровнях образования

единого
часы

внеурочной деятельности используются по модели преобладания учебнопознавательной деятельности.
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №17 с.Крученая
Балка

Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь,
на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может
предусматривать:
− планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
23

− инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
− организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
− сплочение

коллектива

класса

через

игры

и

тренинги

на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
− выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной
организации;
− изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) со школьным психологом;
− доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем

(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
− индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио,

в

которых

они

фиксируют

свои

учебные,

творческие,

спортивные, личностные достижения;
− регулярные
направленные

на

консультации
формирование

с

единства

учителями-предметниками,
требований

по

вопросам

воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов
24

между учителями и обучающимися;
− проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и
наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
− организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
− создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
− привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся

к

организации

и

проведению

воспитательных

дел,

мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
− проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
− общешкольные

праздники,

ежегодные

творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия,
связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными
датами, в которых участвуют все классы;
− участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям
в России, мире;
− торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом

на

приобретение

следующий
новых

уровень

социальных

образования,

статусов
25

в

символизирующие

общеобразовательной

организации, обществе;
− церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в
развитие общеобразовательной организации, своей местности;
− социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием

социальных

партнёров,

комплексы

дел

благотворительной,

экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
− проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными
датами, значимыми событиями для жителей поселения;
− разновозрастные

сборы,

многодневные

выездные

события,

включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической,

историко-краеведческой,

экологической,

трудовой,

спортивно-оздоровительной и др. направленности;
− вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела
в

разных

ролях

корреспондентов,

(сценаристов,

ведущих,

постановщиков,

декораторов,

музыкальных

исполнителей,
редакторов,

ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей
и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
− наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
− общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнёрами;
26

− внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной

направленности, организуемые педагогами по изучаемым в школе учебным
предметам, курсам, модулям;
− экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею),
организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их
к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
− литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в
этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
− выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других

участников

образовательных

отношений

по

её

созданию,

поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
− оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную

организацию

государственной

символикой

Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования

(флаг,

герб),

изображениями

символики

Российского

государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;
− организацию

и

проведение

церемоний

государственного флага Российской Федерации;
27

поднятия

(спуска)

− размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских,

народных,

религиозных

мест

почитания,

портретов

выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
− изготовление,
изображений

размещение,

(символических,

обновление

художественных

живописных,

фотографических,

интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России;
− организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
− разработку,

оформление,

поддержание,

использование

в

воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
− оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(коридор первого этажа), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного

содержания,

фотоотчёты

об

интересных

событиях,

поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
− разработку и популяризацию символики общеобразовательной
организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и
т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
28

− подготовку
творческих

работ

и

размещение

регулярно

обучающихся

в

сменяемых

разных

экспозиций

предметных

областях,

демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
− поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
в

общеобразовательной

организации,

доступных

и

безопасных

рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной
организации;
− разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
− создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги
могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения
другие;
− деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
− разработку и оформление пространств проведения значимых
событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров (событийный дизайн);
− разработку

и

обновление

материалов

(стендов,

плакатов,

инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для
воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной
организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная

среда

строится

как

максимально

доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
− создание и деятельность в общеобразовательной организации, в
29

классах

представительных

(родительского комитета

органов

родительского

общеобразовательной

сообщества

организации,

классов),

участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем
совете общеобразовательной организации;
− тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские

собрания

по

вопросам

воспитания,

взаимоотношений

обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
− родительские дни, в которые родители (законные представители)
могут посещать уроки и внеурочные занятия;
− проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
− родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной
организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
− участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом

консилиуме

в

общеобразовательной

организации

в

соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
− привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
− при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
Самоуправление
Реализация

воспитательного

потенциала

ученического

самоуправления в общеобразовательной организации предусматривает:
30

− организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(совет обучающихся или др.), избранных обучающимися;
− представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;
− защиту органами ученического самоуправления законных интересов
и прав обучающихся;
− участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в общеобразовательной организации.
Профилактика и безопасность
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации предусматривает:
− организацию деятельности педагогического коллектива по созданию
в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
− проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
− проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением
сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и т. д.);
− разработку

и

реализацию

профилактических

программ,

направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их
окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
− вовлечение

обучающихся

в
31

воспитательную

деятельность

профилактической направленности социальных и природных рисков в
общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного

движения,

противопожарной

безопасности,

антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской
обороне и т. д.);
− организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
− профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению

—

познания

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
− предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях

появления,

расширения,

влияния

в

общеобразовательной

организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение,
криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
− профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной

психолого-педагогической

поддержки

и

сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
− участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
32

соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной

работы

(дни

открытых

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
− участие
отдельных

представителей

уроков,

организаций-партнёров

внеурочных

занятий,

в

внешкольных

проведении
мероприятий

соответствующей тематической направленности;
− проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков,
занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
− проведение

открытых

дискуссионных

площадок

(детских,

педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров
для

обсуждений

актуальных

проблем,

касающихся

жизни

общеобразовательной организации, муниципального образования, региона,
страны;
− реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися,

педагогами

благотворительной,
направленности,
преобразование

с

экологической,

патриотической,

ориентированных
окружающего

организациями-партнёрами

на

социума,

трудовой

воспитание
позитивное

и

т. д.

обучающихся,
воздействие

на

социальное окружение.
Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
общеобразовательной организации предусматривает:
− проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
− профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
− экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
33

представления о существующих профессиях и условиях работы;
− посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
− организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной
организации профориентационных смен с участием экспертов в области
профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями,
получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развить соответствующие навыки;
− совместное
ресурсов,

с

педагогами

посвящённых

профориентационного
интересующим

изучение обучающимися

выбору

профессий,

онлайн-тестирования,

профессиям

и

интернет-

прохождение

онлайн-курсов

направлениям

по

профессионального

образования;
− участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
− индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей

(законных

представителей)

по

вопросам

склонностей,

способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
− освоение обучающимися основ профессии в рамках различных
курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
Казачество
Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России
и православной веры - непростой исторический процесс. Сделано немало, и
многое еще предстоит совершить для дальнейшего развития самобытной
казачьей культуры. Среди многих дел, совершаемых во благо казачества и
отечества, одно более других содействует духовному возрождению воспитание казачат.
34

35

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Общая численность педагогических работников 31 человек основных
педагогических работников. 77 % от общей численности педагогических
работников имеют высшее педагогическое образование. 22,5 % от общей
численности педагогических работников имеют высшую квалификационную
категорию.16 % - первую квалификационную категорию. Психологопедагогическим сопровождением обучающихся, в том числе и с ОВЗ,
привлечены следующие специалисты; педагог-психолог, педагог-логопед. В
школе

20

классов-комплектов,

в

которых

работают

20

классных

руководителей.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса:
Должность

Кол-во

Директор

1

Заместитель
директора по УВР

1

Заместитель
директора по ВР

1

Функционал
Осуществляет контроль развития системы организации
воспитания обучающихся.
Осуществляет контроль реализации воспитательного
потенциала урочной и внеурочной деятельности,
организует
работу
с
неуспевающими
и
слабоуспевающими учащимися и их родителями
(законными
представителями),
учителямипредметниками.
Организует
методическое
сопровождение и контроль учителей-предметников по
организации индивидуальной работы с неуспевающими
и слабоуспевающими обучающимися, одаренными
учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы
риска».
Организует воспитательную работу в образовательной
организации:
анализ,
принятие
управленческих
решений по результатам анализа, планирование,
реализация плана, контроль реализации плана.
Контролирует организацию питания в образовательной
организации.
Курирует
деятельность
Школьного парламента,
волонтёрского
объединения,
Родительского
и
Управляющего советов.
Курирует деятельность объединений дополнительного
образования, Школьного спортивного клуба.
Курирует
деятельность
педагогов-организаторов,
педагогов-психологов,
социальных
педагогов,
педагогов дополнительного образования, классных
руководителей.
36

Педагог-психолог

1

Педагогорганизатор,
куратор РДШ

1

Педагогдополнительного
образования (по
совместительству)
Классный
руководитель
Учительпредметник
Советник
по
воспитанию
Учитель-логопед

15

20
31
1
1

Организует
психологическое
сопровождение
воспитательного процесса: проводит коррекционные
занятия с учащимися, состоящими на различных видах
учёта;
консультации
родителей
(законных
представителей) по корректировке детско-родительских
отношений, обучающихся по вопросам личностного
развития.
Проводит занятия с обучающимися, направленные на
профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию
др.
Организует проведение школьных мероприятий,
обеспечивает участие обучающихся в муниципальных,
региональных и федеральных мероприятиях.
Обеспечивает проведение школьных мероприятий и
организацию участия в мероприятиях внешкольного
уровня по линии РДШ.
Разрабатывает
и
обеспечивает
реализацию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Организует воспитательную работу с обучающимися и
родителями на уровне классного коллектива.
Реализует воспитательный потенциал урока.
Организует взаимодействие с детскими общественными
объединениями.
Проводит индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия с обучающимися, консультации
родителей (законных представителей) в рамках своей
компетентности.

3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная деятельность в школе регламентируется следующими
локальными актами:
– Положение о классном руководстве.
– Положение о социально-психологической службе.
–

Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних.
– Положение о Родительском совете.
– Положение об использовании государственных символов.
– Положение о мерах социальной поддержки обучающихся.
37

– Положение о поощрениях и взысканиях.
– Положение о комиссии по урегулированию споров.
– Положениео о Школьном спортивном клубе.
– Положение о внешнем виде учащихся.
– Положение о постановке детей и семей на ВШУ.
– Календарные планы воспитательной работы по уровням образования.
– Планы воспитательной работы классных руководителей.
– План работы социально-психологической службы.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В настоящее время в школе, получают образование дети с ОВЗ

на

уровне начального и общего образования. Дети ОВЗ и инвалиды получают
образование, на равных, со всеми школьниками, создана благоприятная
доброжелательная среда. Эти дети находятся под пристальным контролем
классных руководителей, и социально-психологической службы. Они имеют
возможность участвовать в различных формах жизни детского сообщества: в
работе

органов самоуправления, волонтерского отряда, участвовать в

конкурсных мероприятиях онлайн и офлайн, в школьных праздниках.
Обеспечивается возможность их участия в жизни класса, школы, событиях
группы. Таким образом,

формируется их личностный опыт, развивается

самооценка и уверенность в своих силах, опыт работы в команде, развивает
активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации
его развития.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
⎯

налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с

ОВЗ с окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
⎯

формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их

семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
⎯

построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
38

особенностей каждого обучающегося с ОВЗ;
⎯

активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к

воспитанию обучающихся с ОВЗ;
⎯

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семей

обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их
педагогической, психологической, медико-социальной компетентности;
⎯

индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих

особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с
ОВЗ, одарённых, с отклоняющимся поведением, созданы особые условия:
Категория
Обучающиеся
с
инвалидностью,
ОВЗ

Обучающиеся
с
отклоняющимся
поведением

Одаренные дети

Условия
Разработаны адаптированные основные общеобразовательные
программы для детей с ОВЗ.
Педагогом-психологом,
учителем-логопедом
проводятся
регулярные индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия.
Обучение, при необходимости, осуществляется индивидуально на
дому.
Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС ОВЗ
для образовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы).
Организация бесплатного двухразового питания (ОВЗ).
Социально-психологическое сопровождение.
Организация педагогической поддержки.
Консультации родителей (законных представителей) педагогапсихолога, социального педагога.
Коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные
занятия.
Помощь в решении семейных и бытовых проблем.
Консультации педагога-психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение.

39

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
− публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
− соответствия

артефактов

общеобразовательной

и

организации,

процедур
качеству

награждения
воспитывающей

укладу
среды,

символике общеобразовательной организации;
− прозрачности

правил

поощрения

(наличие

положения

о

награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в
этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
− регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
− сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
− привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с
учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей;
40

− дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы

поощрения

проявлений

активной

жизненной

позиции

обучающихся и социальной успешности:индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации
и

регулярном

поощрении

классными

руководителями,

поддержке

родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению)
артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио

может

включать

артефакты

признания

личностных

достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий
(номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой
их успешностью, достижениями в чём-либо.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным

методом

общеобразовательной
воспитательной

анализа

организации

работы

с

целью

воспитательного

процесса

является

ежегодный

выявления

основных

в

самоанализ
проблем

и

последующего их решения.
Планирование

анализа

воспитательного процесса

включается в

календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
41

− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
− развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
− распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом) с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей или педагогическом
совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
42

решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не
удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие

интересной, событийно

насыщенной и

личностно

развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.

Результаты

обсуждаются

на

заседании

методических

объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются
вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу):
− реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
− организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
− деятельности классных руководителей и их классов;
− проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
− внешкольных мероприятий;
− создания и поддержки предметно-пространственной среды;
− взаимодействия с родительским сообществом;
− деятельности ученического самоуправления;
− деятельности по профилактике и безопасности;
− реализации потенциала социального партнёрства;
− деятельности по профориентации обучающихся;
43

− Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».